.jpg)
«Я всегда буду старым ребёнком»
(300 лет со дня рождения итальянского драматурга Карло Гоцци)
Карло Гоцци родился в 1720 году в Венеции. Происходил из знатного обедневшего рода. В семье Гоцци поддерживался интерес к наукам и искусствам.
Карло много читал и увлекался театром. Систематического образования не получил.
В 1740-1747 годах проходил военную службу.
Братом Карло был Гаспаро Гоцци (1713-1786), поэт и критик, один из основателей итальянской журналистики, сторонник идей Просвещения.
Граф Карло Гоцци был убеждённым консерватором, очень высоко ценил принципы католической религии и власть государя.
Гоцци состоял членом Академии Granelleschi, чьей главной задачей было восстановление классического итальянского языка.
Гоцци не мог принять «просветительскую» драматургию Карло Гольдони – самого популярного итальянского драматурга всех времён, своего старшего современника. В 1757 Гоцци издал памфлет «La Tartana degl’ Influssi», в котором обосновывал своё негативное отношение к комедиям Карло Гольдони. Он считал, что пьесы Гольдони слабы в части интриги, что автор придаёт много значения «бытовизму» и часто апеллирует к разуму зрителя.
Сам Гоцци делал ставку на итальянскую народную «комедию масок», мечтал вернуть её на сцену. Он был убеждён, что театр должен быть ярким, фантазийным, поэтичным.
Существует легенда, согласно которой Гоцци поспорил с Гольдони, что напишет пьесу с очень незатейливым, простым сюжетом – на основе «нянькиной сказки», и что успех пьесы намного превзойдёт успехи Гольдони.
Гоцци ввёл в свою драматургию элемент фантастики. Его первая импровизированная пьеса – «фьяба» (la fiaba — пьеса-сказка) «Любовь к трём апельсинам» – была поставлена в 1761 году и привлекла в театр массу зрителей, особенно из социальных низов.
Во многом успех Гоцци обусловлен игрой превосходной труппы актёров-импровизаторов «комедии масок» под руководством Антонио Сакки.
Если пари с Гольдони действительно было заключено, то Гоцци его выиграл. На некоторое время Гольдони даже пришлось покинуть Венецию.
В период с 1761 по 1764 годы Гоцци предложил зрителям ещё девять фьяб –трагикомических сказок: «Ворон», «Король-олень», «Женщина-змея», философскую сказку «Зелёная птичка», «Зобеида», «Турандот», «Счастливые нищие», «Синее чудовище», «Зеим – король джиннов».
Гоцци писал в жанре гротеска, умело и своеобразно сочетал бытовую комедию и фарс, героическую трагедию с мелодрамой. Все его произведения полны энергией подлинной жизни Венеции своей эпохи.
Для романтиков фьябы Гоцци всегда были первоклассными произведениями. Они находили в них неисчерпаемый источник вдохновения. Недаром Шиллер перевёл «Турандот», Гофман использовал мотив Гоцци в «Принцессе Брамбилле».
Звездный час Гоцци длился в течение 25 лет, до тех пор, пока не распалась труппа Антонио Сакки. Это совпало и с концом существования Венецианской республики.
Но позднее интерес к пьесам Гоцци резко упал. На сцену вернулись творения Гольдони. «Комедии характера» Гольдони – пьесы «Трактирщица», «Слуга двух господ» и другие – ставятся в Италии и в других странах до сих пор, а вот о Гоцци забыли на много лет.
Интересно, что возрождением интереса драматургическое наследие Гоцци обязано российским художникам. Знаменитая на весь мир опера Сергея Прокофьева «Любовь к трём апельсинам» создана на основе либретто Всеволода Мейерхольда, который выпускал в 1914-1916 годах одноимённый журнал. Премьера оперы состоялась в Чикаго в 1921 году и была тепло принята американской публикой. Советские зрители увидели эту оперу в 1926-м. Нельзя не вспомнить также о постановке «Принцессы Турандот» Евгения Вахтангова, осуществлённой в 1922 году.
Гоцци написал также два десятка пьес в манере испанской комедии «плаща и шпаги», их успех был далёк от успеха фьяб; героико-комическую поэму «La Marfisa bizarra» (1772), «Memorie inutili» («Бесполезные мемуары», 1797) – воспоминания Гоцци о современной ему Венеции, о странной, но яркой и содержательной жизни, о творчестве. Последняя книга увидела свет в год завоевания Венеции Наполеоном. Сохранилось письмо Гоцци того времени, в котором он писал: «Я всегда буду старым ребёнком... Я не без ужаса восхищаюсь страшными истинами, которые с ружьём в руках явились из-за Альп. Но моё венецианское сердце обливается кровью, когда я вижу, что моё Отечество погибло и исчезло даже имя его». Гоцци был не только великолепным сказочником, но и истинным патриотом.
Умер Карло Гоцци всеми забытый: литературоведам даже непросто было определить год его смерти. Могила драматурга – в венецианской церкви Сан-Кассиано.

