
Кира Грозная о сборнике прозы Наталии Королевой
«Тест на графоманию» ‒ так называется подборка (или сборник) прозы Наталии Королевой. И заявка довольно точна. В самом деле, разве не проходит подобный тест каждый новый автор, предъявляя свои произведения на суд взыскательному критику и (не менее взыскательному) читателю? Сборник получил название от одноименного короткого рассказа, включенного в подборку, однако заголовок воспринимается как удачная придумка автора и вполне подходит для книги.
И сама книга сложилась. Все произведения ‒ на своих местах, каждый рассказ у автора ‒ это не что иное, как рассказ: с заявленной проблемой в сердцевине (не обязательно масштабной и значительной, но жизненно важной для конкретного персонажа), с катарсисом-прозрением или заменяющим его смешным и нелепым попаданием героя в лужу. В зависимости от того, драматическое или ироническое произведение предлагает нам автор. Чаще всего ‒ налицо и прозрение, и падение в лужу, ведь в реальной жизни и настоящие драмы обычно не несут на себе тени пафоса, но со стороны довольно нелепы и карикатурны.
Наталия Королева включает в свой сборник двенадцать коротких рассказов, один текст большего объема, обозначенный как «глава будущего романа», и три мини-пьесы. Впрочем, и «глава будущего романа», «Квест для директора школы», воспринимается как самостоятельный рассказ. А мини-пьесы я бы вообще не включала в сборник: из-за них создается впечатление, что книга ‒ дебютная, и у автора было искушение составить по возможности полный «творческий самоотчет», разместив под одной обложкой все свои произведения. К слову, завершенная пьеса в сборнике только одна ‒ про тещу и вора-домушника. Оставшиеся две ‒ акты, зарисовки для будущих пьес.
Мне больше понравилась проза. Рассказы Наталии Королевой читаются легко, а герои вызывают сочувствие, несмотря на то, что читателям не предлагаются подробные описания их внешности и жизни, они не рефлектируют, а их переживания лишь помечены, но не раскрыты. И все же в конечном итоге каждый из героев получает какой-то урок. Эти рассказы не назовешь зарисовками, они целостны, в них есть завершенность. Читатель по прочтении не задается вопросом: о чем это? а зачем это мне? Может быть, все даже слишком ясно и понятно. По таким новеллам, незамысловатым и внятным, позволяющим дать оценку героям и ситуациям, обучают школьников. По крайней мере, обучали нас, когда мы были школьниками.
Герои рассказа «Курортники», оказавшиеся в одном купе ‒ люди, которых можно назвать «суетными»: всякие мелочи отравляют им жизнь. Ирина недовольна своим шаловливым сыном, постоянно его одергивает и муштрует, испытывая чувство вины перед окружающими за непоседливость мальчика и производимый им шум. Вилен Архипович недоволен всем: попутчиком-мальчуганом, проведенным отдыхом, засорением родного языка англицизмами... И только появление в купе новой пассажирки Надежды, которая, напротив, всем довольна ‒ хоть и имеет взрослого сына «с больными ножками», но считает, что «грех жаловаться», ‒ заставляет остальных переоценить свою жизнь. Впрочем, надолго ли им хватит прозрения?
Рассказы «Сделка» и «Льготный билет» ‒ ироническая проза в чистом виде. В «Сделке» предприимчивая старушенция, деревенская «ведьма», раскручивает новых соседей (городских, наивных) на щедрые подношения (а не то «заберет молодость и красоту» у жены, а с мужем ‒ даже вымолвить страшно, что грозит сотворить). В «Льготном билете» незадачливый герой никак не может попасть на выставку Сальвадора Дали. А когда, наконец, его мечта сбывается, возникает назойливая особа, которая так и не позволит насладиться просмотром вожделенных картин. Чем-то напоминает фильм Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии», где героям все не удавалось вместе пообедать. Хочется верить, что со следующей выставкой герою, наконец, повезет ‒ но... Концовка рассказа вызывает гомерический хохот.
«Крученая подача» ‒ это серьезный рассказ, сюжет которого, раскрывающий настоящую жизненную драму молодой женщины Ольги, любящей жены «раздолбая» Андрея, автор подает бегло, почти равнодушно, с той же интонацией, с которой пишет ироническую прозу.
«Светлая голова» своей закольцованностью смахивает на притчу. Единственное, чего я не поняла: почему ученый-географ, ведущий в школе «Клуб юных путешественников», проводит также уроки математики? Для меня этот момент нуждается в пояснении.
Драматичен рассказ «Открытая дата», героини которого, пожилые женщины, соперничают друг с другом из-за мужа одной и брата другой: они, еще живые и вполне здоровые, азартно делят местечко на кладбище рядом с ним.
Зачастую литераторы избирают конкретную эпоху, локальный временной отрезок ‒ по крайней мере, в рамках одного сборника. Но герои рассказов Королевой обитают и в современности, и в восьмидесятых прошлого века (рассказ «Мечта»), и в жутковатых девяностых (рассказ «Соседи»). И даже в будущем, как в рассказе «Автограф в клеенчатой тетради». Правда, в описании самого будущего есть некоторая доля условности, но оно и неважно как таковое. Важны люди, их отношение друг к другу, их преемственность и архивы. И, разумеется, важна этика ‒ там, где речь заходит о личной переписке, о доверии и о сбережении своего и чужого сокровенного от посторонних глаз.
В некоторых произведениях читателям неназойливо преподнесены нравственные проблемы. Например, Инга, героиня рассказа «Детская болезнь», дама пенсионного возраста ‒ фанатка популярного певца, которая живет в вымышленном мире, где все подчинено концертам кумира, его тусовкам и вечеринкам «для избранных». Рвение и преданность кумиру Доке позволяют ей проникнуть на закрытую вечеринку и даже устранить со своего пути соперницу. Однако в последний момент Инга отказывается от приглашения, проявив поистине чудеса героизма, обнаружив в себе высокую гражданскую ответственность и ‒ неожиданно ‒ человеколюбие. Ведь «служить» кому-либо означает ‒ служить в самом высоком смысле, оберегать и защищать объект обожания, а не просто купаться в его энергетике и славе. Что произошло с героиней? Впрочем, спойлеров не будет.
Человек способен на поступок ‒ и это показывают герои Королевой: Инга, Ольга, Марина Васильевна из «Автографа...». Иногда приходится отказаться от своих самых важных ценностей. Потому что происходит событие, демонстрирующее, какая мишура есть эти самые ценности. Воспитательная встряска ‒ так бы я назвала прием, используемый Наталией Королевой, прозаиком, в котором угадывается прирожденный педагог.
Кстати, о педагогике. Самое крупное прозаическое произведение подборки повествует о первом рабочем дне новоявленного директора провинциальной школы, москвичке, назначенной на высокий пост. Молодая красивая Алевтина, в желтом брючном костюме и туфлях на шпильке, за один день сталкивается с недовольством и противостоянием (пока неявным) своего заместителя, тоже претендовавшего на эту должность, узнает об астрономических долгах предшественника, которые отдавать придется ей, оказывается на совещании в оперативном штабе МВД (и это только начало, ведь командно-штабные учения будут проводиться не где-нибудь, а в ее школе), а под занавес под руководством завхоза вычерпывает канализационные воды из подвала вверенного ей учреждения. Здесь вам не тут! Любой руководитель организации (и ваша покорная слуга в том числе) лишь горько усмехнется, если кто-либо предположит, что большую часть своих рабочих будней этот, по сути, застрельщик проводит в чистом уютном кабинете, за столом, отдавая указания вышколенным подчиненным.
Автор произведений сборника, таким образом, предстает человеком с широким кругозором, имеющим большой опыт, начитанным, разносторонним, а еще веселым, способным скрасить шуткой мрачные моменты жизни. Напоследок вспомню напутствие «мастера гротеска» Валерия Попова, адресованное авторам, пока набирающим обороты: «Учтите, что только гротеск останется в веках!» В произведениях Наталии Королевой удачнее всего вырисовываются трагикомичные ситуации и персонажи. Кто знает, может, гротеск ‒ и ее конек? Во всяком случае, «тест на графоманию» автором пройден, а первый, пусть и небольшой, успех в писательстве уже достигнут. Будем ждать ее новых произведений.
Рассказы и пьесы, вошедшие в сборник «Тест на графоманию», можно почитать по ссылке.
Грозная Кира: личная страница.
Королева Наталия Алексеевна, родилась в Ленинграде в мае 1963 г., детство провела в Иркутске, отрочество – в Ессентуках, юность – в Ростове-на-Дону, молодость встретила в Читинском военном округе по месту службы мужа, с 1991 г. живет в подмосковном Королёве.
Высшее образование (фундаментальное психологическое) получила в Ростовском университете, который окончила в 1986 году. Психология стала главным делом жизни, в которое время от времени привносилось научно-педагогическое и творческое разнообразие.
В 1997 г. в газете «Бизнес КМВ» (№ 110) опубликовала рассказ «Нет проблем!» и следом в № 111 – рассказ «Прогноз погоды». В 2002 г. рискнула обнародовать два стихотворения в Литературном альманахе «Третье дыхание» (выпуск 40), в 2013 г. выпустила небольшой сборник «Пять стихов про себя», затем подборки стихов по различным поводам «Флэш-оды» (2013) и «Флэш-оды 2» (2019). Несмотря на несколько поэтических сборников, поэтом себя не считает.
В 2017 г., решив серьезно подойти к придумыванию историй, закончила сценарную мастерскую в одной из московских киношкол. Процесс обучения затянул и затянулся: продолжает учиться у талантливых людей литературному и драматургическому ремеслу. В 2021 г. на ЛитРес издала сборник «Тест на графоманию», который стал своего рода творческим самоотчётом, что так точно подметила Кира Грозная в своей рецензии.
.png)
.png)