Любовь в эпоху пост-распада

05.09.2025 5 мин. чтения
Леднева Дарья
«Время ласточек» Екатерины Блынской — роман о первой любви, о первой страсти. Ромео и Джульетта, разъединенные не враждой семей, а превратностями эпохи, дети разных социальных кругов. Способна ли любовь преодолеть разрыв между бурно развивающимся городом, с его соблазнами и возможностями, и загибающейся деревней?

Екатерина Блынская. Время ласточек. Эксмо, 2025.

Роман Екатерины Блынской «Время ласточек» повествует о первой любви, первой страсти, которая не поддается контролю, сводит с ума, бросает в омут. Аннотация на обложке сравнивает героев книги с Ромео и Джульеттой, сходство ситуаций, безусловно, есть: между влюбленными непреодолимая преграда. Любовь Лизы и Глеба по-своему драматична, внутренне накалена, трагична — с первых мгновений обречена. Красива и романтична ли эта история? Конечно, их чувство далеко от наивно-смущенного, нерешительного, невинного, как в рассказе Юрия Казакова «Голубое и зеленое», трогательного гимна первой и нежной любви; герои Блынской, будто в огне, терзаются страстью, духовной и плотской. И от Шекспировских современные Ромео и Джульетты отличаются. Не кровавая вражда семей разъединяет Лизу и Глеба, а само время, эпоха, беспощадная, глухая и слепая к человеческим страданиям. Костоломное постперестроечное время, когда у кого-то жизнь налаживается, а кто-то идет ко дну, когда разрыв между бурно развивающимся городом-столицей и гибнущей в алкогольном угаре деревней становится катастрофичным.

Вражду семей можно было бы преодолеть, но Глеб и Лиза принадлежат разным мирам, их вселенные пересекаются лишь случайно. Лиза никогда не перестанет быть городской девочкой, а Глеб никогда не вырвется из деревни. Способна ли любовь преодолеть культурно-социальный разрыв? Впрочем, история знает много примеров мезальянсов, в том числе и удачных. Можно поставить вопрос о силе любви. Так ли сильно герои влюблены? Умеют ли любить по-настоящему? Есть ли разница между страстью и любовью? В бессилии любви — в том-то и ужас времени разгула страстей и слома ценностей, времени, в котором отравлен сам воздух.

Интересны типажи. Оба, и Лиза, и Глеб каждый по-своему не вписываются и выделяются в деревенской компании.

Лиза, с одной стороны, наивная, маленькая девочка, которой хочется бегать, прыгать и играть. Для своих двадцати лет она в начале романа выглядит очень неопытной и правильной. Неопытной и правильной — и потому к жизни реальной не готовой, не готовой принимать решения, жертвовать, совершать поступки.

Прекрасен образ Глеба. Сила, мощь — и все загублено. В этом образе сосредоточены качества сильного человека, деревенского человека, который при других обстоятельствах мог бы развернуться, раскрыться, но он вынужден бесцельно, ни за что спиваться и загибаться. Глеб — символ умирающей, почти умершей деревни. Плач по ушедшей мощи. Здесь роман Блынской продолжает и интерпретирует темы, поднятые в произведениях писателей-деревенщиков. Деревня, с одной стороны, это раздолье, широта пространства и души, неизменная, неисправимая тяга человека к земле, к огороду, которая дает ему отдохновение и внутреннюю свободу. С другой стороны, гибельное болото, где все поголовно пьют. Это единственное развлечение. Особенно на контрасте с городом, который беспаспортному Глебу не доступен.

И мир таков, потому что он чудовищно несправедлив. Чудовищно несправедливо, жестоко все общественное устройство. Да и человек часто беден душой, а если не беден, то слаб, не имеет стержня. Блынская довольно подробно описывает несколько человеческих судеб. Например, мать Глеба. Та, отверженная собственной матерью, скитается с малолетними детьми и всего лишь пробует как-то устроиться, найти-то что-то свое, опору, угол, поддержку, а в итоге оказывается на дне, откуда уже не выбраться.

Книга «Время ласточек» — память об ушедшей эпохе, какой бы она ни была. О том, как тогда жили люди. На презентации Екатерина Блынская рассказывала о том, что обращалась к старым дневникам за подробностями и редкими деталями. Рассказывала она и о том, как сейчас обстоят дела в этой местности, Обуховка, Снагость без труда находятся на карте. Это приграничье. Курская область. Место тем интересное, что здесь смешаны два народа.

Языковое смешение удивительно ярко передано в книге. По языку это уникальное, потрясающее произведение, показывающее широту и возможности диалектов, силу их колорита.

Повествование легкое, бойкое, основной сюжет подсвечен и бытовыми зарисовками, деревенскими сценками, которые показывают нравы и порядки. Несчастливые истории представителей старшего поколения, родителей, оттеняют драму Глеба и Лизы. А любовь, какой бы она ни была, первое сильное чувство в жизни юных героев. И первое испытание, которое проверит характер и покажет, чего человек стоит. Особенно в эпоху распада.

41
Автор статьи: Леднева Дарья.
Прозаик. Живёт в Москве. Пишет мистику, сказочную фантастику и лирическую прозу. Изучает русскую литературу XX века в аспирантуре Литературного института им. А. М. Горького.
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ БЛОГИ

Сычёва Владислава
«Поэзия Афанасия Фета как канон «чистого» искусства. Противостояние современности»
В эпоху, когда злободневность и натурализм надёжно фиксируются в литературных тенденциях на первом месте, Фет, будто нарочно, продолжает воспевать природу, любовь и мимолётные впечатления, уходя от насущного в «мир стремлений, преклонений и молитв» и оставаясь равнодушным к насмешкам современников. Эта верность убеждениям и становится основополагающим звеном нового направления – «чистого» искусства.
45407
Кравченко Марина
Поль Гоген и Чарльз Стрикленд в романе Сомерсета Моэма «Луна и грош»
В романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» отражен творческий путь французского художника Поля Гогена. В книге он зовётся Чарльзом Стриклендом. У героя и его прототипа много общего. Но есть и различия. Чем готов пожертвовать творческий человек ради реализации своей миссии на земле? Жизненный выбор Гогена и Стрикленда сходны, главное различие между реальным человеком и литературным персонажем – в отношении к людям, собственным поступкам и окружающей действительности.
21917
Долгарева Анна
«Живым не прощают ничего». О книге Захара Прилепина «Ополченский романс»
В книге «Ополченский романс» собраны правдивые, трогательные, а порой и шокирующие истории о простых людях из Донбасса, отказавшихся бросить свои дома и прошедших через множество трудностей в попытках научиться жить по-новому, в совсем других условиях. А еще это книга о любви – той, которая не просто возникает на обломках прошлого, но оказывается жизненно необходимой для того, чтобы суметь сделать шаг в будущее.
12534
Кравченко Марина
Максим Горький: история успеха, или как все начиналось
Максим Горький (1868-1936) – русский и советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. Устоявшимся является употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом – Алексей Максимович Горький. Полное собрание сочинений Горького составляет 60 томов. Наиболее известные его произведения – «На дне», «Песня о Буревестнике», «Жизнь Клима Самгина», «Мать». С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город — Нижний Новгород.
12118

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала