.jpg)
«Певец мужества и чести»
(155-летие английского писателя Джозефа Редьярда Киплинга)
Джозеф Редьярд Киплинг родился в 1865 году в городе Бомбей в Индии, где его отец работал преподавателем художественного училища.
На хинди мальчик начал говорить раньше, чем на английском, поскольку им занимались слуги-индийцы. Всю жизнь Киплинг ощущал себя «англоиндийцем», – несмотря на то, что много лет прожил в Англии и Америке. Индия оставалась его родной страной. Он знал, понимал и любил народ и землю Индии.
Подростком Киплинг был отправлен учиться в Англию, где жил в чужой семье. Эти годы дались будущему писателю нелегко.
Первый сборник стихотворений «Школьная лирика» вышел в 1881 году, когда Киплингу было шестнадцать лет.
Вернувшись в Индию в 1883 году, он стал журналистом, редактировал «Гражданскую и военную газету» в городе Лахор. В газете стали выходить его статьи и рассказы. Первый опубликованный рассказ назывался «Ворота Ста Печалей» (1884). Автор записал предсмертный сумбурный рассказ своего знакомого – метиса Габрала Мискитты, наркомана.
Киплинг пишет с репортёрской точностью. Но из очерка получается рассказ, когда автор наполняет происходящее внутренним эмоциональным напряжением, которое передаётся читателю.
Из рассказов Киплинга были составлены книги «Простые рассказы с холмов» (1887) и три книги 1888 года – «Вилли-Винки», «Под деодарами», «Три солдата».
Рассказы Киплинга стали новым словом в английской литературе. Автор предложил непривычную форму. Рассказы были короткими, что диктовал газетный формат. В них имело значение каждое слово: «Рассказы эти вроде уколов: и быстро, и очень больно», - писал о них Г. К. Честертон.
Язык Киплинга близок к повседневной речи англоиндийцев. Интересно, что многие слова, которые тогда Киплинг заимствовал из многочисленных индийских языков, позднее вошли в литературный английский.
Тема рассказов Киплинга для англичан оказалась новой, экзотической, с привкусом романтики.
В 1886 году вышла книга стихотворений Р. Киплинга – «Служебные песенки», затем – «Казарменные баллады» (1892) и «Семь морей» (1896).
В стихах Киплинга сдержанный лиризм соседствует с грубоватыми интонациями, это его неповторимая авторская манера. Творчество Киплинга близко к народным балладам и песням и далеко от национальной поэтической традиции. Английская поэзия – это далёкое от прозаической речи хранилище классического языка, устаревших слов и выражений. Киплинг рифмует «прозаическим» языком, иногда просто неправильным – языком персонажа, который говорит на своём языке, порой неграмотно.
В творчестве Киплинга в целом заключено глубокое противоречие: Англия проводила жёсткую колонизаторскую политику, в ходе которой завоеватели обретали богатство разбоем, стяжали славу. Киплинг в своём творчестве воспевал эти насильственные действия, как необходимую культурную миссию – просвещение отсталых, малоразвитых народов. Эту миссию Киплинг считал «Бременем белого человека» (так названо его стихотворение 1899 года). Он не считал это привилегией, он считал это долгом своего народа, более развитого и цивилизованного.
Писатель Александр Куприн, автор статьи 1908 года «Редьярд Киплинг», писал:
«Он оригинален, как никто другой в современной литературе. (...) Волшебная увлекательность фабулы, необычайная правдоподобность рассказов, поразительная наблюдательность, остроумие и блеск диалога. (...) бездна знаний и опыта и многое, многое другое составляют художественные данные Киплинга, которыми он властвует с неслыханной силой над умом и воображением читателя. И, тем не менее (...) как бы ни был читатель очарован этим волшебником, он видит из-за его строчек настоящего культурного сына жестокой, алчной, купеческой, современной Англии, джингоиста, беспощадно травившего буров ради возвеличения британского престижа во всех странах и морях, «над которыми никогда не заходит солнце»».
Р. Киплинга нередко называют проповедником империализма. Но это не совсем так. Для него более всего важны Закон и Дело. Законы нужно соблюдать и защищать. У каждого человека в жизни должно быть Дело.
Выделяют роман Киплинга «Свет погас» (1890) – о талантливом художнике, вступившем в колониальные войска и погибшем на поле боя. В романе прославляются личная отвага, верность героя патриотическому долгу и долгу перед искусством.
Роман «Ким» – история о мальчике-шпионе – рассказывает о деятельности англичан на Востоке. Этот роман признают большой удачей Киплинга-романиста и лучшей книгой об Индии. Интрига и приключения сочетаются в этой книге с философской глубиной и психологической точностью.
На протяжении многих лет остаются популярными книги Киплинга для детей, особенно «Книга джунглей» (1894) и «Вторая книга джунглей» (1895). Это сказочные рассказы о мальчике Маугли, которого выкормила волчица и который жил в дикой природе, в окружении зверей. В книгах действуют животные – друзья и недруги Маугли. Их образы глубоки и психологически достоверны, звери действуют и говорят как люди.
В «Книгах джунглей» Киплинг воспевает природу, нетронутую влиянием человеческой цивилизации. В мире дикой природы всё устроено проще, мудрее и справедливее. В рассказах о Маугли писатель сумел наиболее точно и полно выразить своё мнение о том, каким должен быть человек.
В эти истории автор вплёл богатый и самобытный индийский фольклор, с которым был хорошо знаком.
Другие известные всем персонажи детских историй Киплинга – любопытный Слонёнок, мангуст Рикки-Тикки-Тави.
Известное детское стихотворение Р. Киплинга «Откуда пошли Армадилы» в переводе С. Маршака было положено на музыку В. Берковским и М. Синельниковым и стало песней, которую исполняли Татьяна и Сергей Никитины: «На далёкой Амазонке не бывал я никогда...»
Есть и ещё одна знаменитая песня – «цыганский» романс, известный всему русскоязычному миру, но мало кто помнит, что эти слова написал Киплинг: «За цыганской звездой...» («Мохнатый шмель на душистый хмель...»).
В 1907 году Киплинг стал лауреатом Нобелевской премии по литературе с формулировкой – «За наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя».
Вскоре после получения Нобелевской премии интерес к Киплингу резко упал, после Первой мировой войны творчество писателя стало восприниматься как пропаганда лживых имперских идей.
Но в последние годы отмечают новую волну интереса к творчеству Киплинга в англоязычных странах. Многие его произведения изучают, как литературную классику. Киплинг был певцом мужества и чести, а герои, обладающие этими качествами, очевидно, очень нужны современному миру.
Стихотворения Киплинга:
Заповедь
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
He забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать c основ.
Умей поставить в радостной надежде,
Ha карту все, что накопил c трудом,
Bce проиграть и нищим стать как прежде
И никогда не пожалеть o том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»
Останься прост, беседуя c царями,
Будь честен, говоря c толпой;
Будь прям и тверд c врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются c тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неуловимый бег, –
Тогда весь мир ты примешь как владенье
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Тысячный
Только один из тысячи, говорит Соломон,
Станет тебе ближе брата и дома,
Стоит искать его до скончания времен,
Чтобы он не достался другому.
Девятьсот девяносто девять других
Увидят в тебе то, что видит весь свет.
А Тысячный не откажет в объятиях своих,
Даже когда целый мир говорит тебе «нет».
Он с тобой, если прав ты и если не прав.
Надо или не надо,
Встанет на защиту у всех на глазах,
Только чтоб ты не падал!
Девятьсот девяносто девять бросят тебя,
Не стерпев насмешек и злости,
А Тысячный, бесконечно любя,
Будет рядом у эшафота — и после!
Четыре цвета глаз
Серые глаза – рассвет,
Пароходная сирена,
Дождь, разлука, серый след
За винтом бегущей пены.
Чёрные глаза – жара,
В море сонных звёзд скольженье
И у борта до утра
Поцелуев отраженье.
Синие глаза – луна,
Вальса белое молчанье,
Ежедневная стена
Неизбежного прощанья.
Карие глаза – песок,
Осень, волчья степь, охота,
Скачка, вся на волосок
От паденья и полёта.
Нет, я не судья для них,
Просто без суждений вздорных
Я четырежды должник
Синих, серых, карих, чёрных.
Как четыре стороны
Одного того же цвета,
Я люблю – в том нет вины –
Все четыре этих цвета.
Просьба
По вкусу если труд был мой
Кому-нибудь из вас,
Пусть буду скрыт я темнотой,
Что к вам придет в свой час,
И, память обо мне храня
Один короткий миг,
Расспрашивайте про меня
Лишь у моих же книг.

