.jpg)
Самый неординарный и загадочный поэт Серебряного века. 135 лет со дня рождения русского поэта Велимира Хлебникова
9 ноября отмечается 135 лет со дня рождения русского поэта и прозаика, основоположника русского футуризма и русского авангарда, реформатора русского поэтического языка Велимира Хлебникова (1885–1922).
Виктор Владимирович Хлебников (Велимир – псевдоним поэта) родился 28 октября (9 ноября) 1885 года в селе Малые Дербеты Астраханской губернии, в семье учёного-биолога.
С детства интересовался историей и природой, вместе с отцом путешествовал, изучал волжские леса и степи. Вёл записи наблюдений за природой. Собирал коллекции птиц и животных.
Семья много переезжала.
Окончил гимназию в Казани, в 1903 году поступил в Казанский университет. Учился на физико-математическом факультете Казанского университета, затем на физико-математическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета.
По-прежнему занимается изучением природы, а всемирная и русская история становятся предметом его сильнейшего интереса.
Хлебников пришёл к выводу о единстве науки и поэзии, стремился к сближению методов науки и искусства.
Занимался поиском того, что сам называл «окончательной истиной», публиковал естественнонаучные статьи, делал доклады на основе своих изысканий.
Например, он провозгласил принцип «Мир как стихотворение» - понимание мира как поэтического единства, как стихотворения, где каждая строка – это часть, элемент мироздания.
Занимался «изысканиями чисел» и «геометрией чисел» - выводил некие закономерности из дат крупных исторических событий и дат рождения великих людей. «Геометрия истории» базировалась на математической логике. Известно, что уже в 1912 году ему удалось предсказать события 1917 года.
В университете начинает сочинять стихи и прозу.
Закончил учёбу в 1911 году.
Он стремился создать новый поэтический язык. В словаре Хлебникова много архаизмов и неологизмов – в его случае слов, мало доступных для понимания.
Хлебников стремится не назвать, а «породить» предмет, вычленить его суть в звучании – исходя из своего внутреннего представления о нём. Под каждой буквой – звук, а не мысль.
Русский стих, по мнению Хлебникова, должен был отойти от французских и английских традиций и вернуться к традициям язычества, основываясь на мифологии и философии.
Изучал древний славянский язык и историю языческого славянского мира.
В Петербурге на почве интереса к славянской культуре сблизился с поэтом Вячеславом Ивановым, бывал на знаменитых вечерах в «Башне», где познакомился с Андреем Белым, Михаилом Кузминым, Осипом Мандельштамом и другими известными поэтами.
Постепенно отдаляется от символистов и акмеистов, становится лидером кубофутуризма.
Скандально известный коллективный сборник 1912 года «Пощёчина общественному вкусу» почти наполовину состоит из произведений Хлебникова.
Именно Хлебников назвал футуристов на славянский лад – «будетлянами», соединив в одном слове понятия «будущее» и «землянин».
Его поиски вышли и за рамки футуризма. В отличие от футуристов, он тяготел к природе, идеализировал языческую Русь, воссоздавал историю славян.
Он не хотел уничтожать традиции, скандалить и эпатировать, как некоторые другие футуристы. Он, как и Маяковский, мечтал о революционном обновлении языка и традиций.
Главная задача, которую ставил перед собой Хлебников, – расшифровать, раскодировать слово, конечной целью было – воздействовать, а не выразить, высказать мысль. Хотел заставить русский язык звучать, «как надо», «как раньше».
Не придерживался строгого размера в стихе, использовал приём, им самим названный «пляской размеров», более всего тяготел к верлибру. Также использовал приём палиндрома, который сам назвал «перевертень».
Произведения Хлебникова принято делить на две части. Стихи и строчки для «настройки поэтического слуха и зрения», понятные читателю, и «заумные», нарочно невнятные, изощрённые стихи. Именно Хлебников вместе с Алексеем Крученых и придумали «заумь» - особый язык.
В 1914 году вышли две книги Хлебникова – «Изборник» и «Творения».
Событиям 1917 года придавал всемирный, вселенский смысл. Именно в 1917 году было написано «Воззвание Председателей Земного шара», в котором шла речь об устранении границ между государствами и нациями, и провозглашалось единое для всего человечества светлое будущее, всемирное братство людей. Хлебникову казалось возможным создание «новой мифологии» и «сверхъязыка - всеобщего и единого для будущего свободного человечества». Предсказывал возникновение «нового космического сознания».
Никто, даже друзья-поэты, не принимали этих идей всерьёз.
Хлебников жил как юродивый, ходил с рюкзаком, полным свитков-рукописей. Из одежды имел только то, что было на нём. Не имел своего жилья.
Вопросы известности как поэта Хлебникова не интересовали.
Много странствовал и много писал. После революции работал в РОСТА, Главполитпросвете, печатался в новой периодике.
В 1920 году, во время Гражданской войны была написана поэма «Ладомир», которую считают его лучшей поэмой. Хлебников откровенно пишет о страшных, кровавых временах, о голодающей и тонущей в крови России, но продолжает верить в силу революции. Как следует из названия поэмы, революция должна настроить мир на новый лад. Переустройство должно было быть научным, в его представлении.
Он видел будущее развитие человечества в тесном единении с природой, которое будет противостоять войнам и насилию.
В раннем, экспериментальном творчестве выделяют произведения «Журавль», «Маркиза Дезес», «Шаман и Венера», полные гротескных, фольклорно-мифологических образов и пропитанные апокалипсическим настроением.
Кроме «Ладомира», о Первой мировой войне и Октябрьской революции Хлебниковым в период с 1915 по 1921 год написаны поэмы «Война в мышеловке», «Ночь в окопе», «Ночной обыск» и «Ночь перед Советами».
Представляют особый интерес историческая поэма «Разин» и очерк «Октябрь на Неве».
Также выделяют книги, в которых Хлебников продолжал развивать свои теории – «Учитель и ученик» (1912), «Время - мера мира» (1916), «Доски судьбы» (1922).
«Хлебников – не поэт для потребителей, - писал Маяковский. - Его нельзя читать. Хлебников – поэт для производителя».
«Поэт для поэтов». Теперь уже можно с уверенностью сказать, что опыт Хлебникова оказался бесценным для создания нового поэтического языка.
Не случайно Владимир Маяковский много говорил и писал о творчестве Хлебникова. Весь Маяковский с его невероятным «литургическим» звучанием, берущим начало в древнерусском языке, вышел из опытов и поисков Хлебникова.
Хлебников умер в 1922 году в возрасте 37 лет от голода и болезней.
К 135-летию поэта Музей Велимира Хлебникова в Астрахани подготовил программу мероприятий, доступных в режиме онлайн. В экспозиции представлены рукописи поэта, редкие издания произведений Хлебникова, монографии учёных, которые изучают творчество Хлебникова.
Также пройдут лекции и мастер-классы.
В день рождения поэта, 9 ноября, состоится виртуальная экскурсия «Я есмь! Я был! Я буду!», во время которой можно увидеть необычные портреты Хлебникова разных лет.
Подробная информация доступна по ссылке: http://pechorin.net/c/tn8jc.
Стихи В. Хлебникова:
Заклятие смехом
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
1908
Кузнечик
Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!
1908
***
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
1908-1909
***
Мне мало надо!
Краюшку хлеба
И капля молока.
Да это небо,
Да эти облака!
1912
***
Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни.
1912

