.jpg)
«Такого забияки, как Салтыков, ещё и не было у нас...»
195 лет со дня рождения русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия – Салтыков; Щедрин – псевдоним) родился 27 (15) января 1826 года в селе Спас-Угол (сейчас – Калязинский район Калининской области), в семье дворянина.
Детство прошло в усадьбе отца, о чём позднее писатель расскажет в романе «Пошехонская старина» (1887–1889).
В 1836–1838 годах был воспитанником Дворянского института в Москве, затем (1838–1844) – Царскосельского лицея, который в 1844 году был переименован в Александровский и переведён в Петербург. Салтыков был в первом выпуске петербургского лицея.
Во время учёбы начал писать стихотворения, публиковать их в журналах. Увлекался идеями В. Г. Белинского.
Окончив учёбу, служил в канцелярии Военного министерства (1844–1848).
Сблизился с петрашевцами, увлекался идеями утопического социализма.
Первые повести Салтыкова – «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848), написанные в традициях «натуральной школы», имели острую социальную направленность. Государь и власти были крайне недовольны. Салтыкова было приказано арестовать и отправить в ссылку.
Николай I так описал причину ареста и ссылки Салтыкова: «...за вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу и ниспровергших власти и общественное спокойствие».
В Вятке Салтыков занимал достаточно высокие посты – был старшим чиновником особых поручений при губернаторе, а позднее – советником губернского правления.
Жизнь в ссылке дала Салтыкову возможность близко познакомиться с миром провинциального чиновничества, пристально наблюдать за крестьянской жизнью.
В 1855 году Салтыков был освобождён и смог вернуться в Петербург.
Возобновляет литературную работу. В «вятском плену» Салтыков не писал.
В 1856 году выходит статья «Стихотворения Кольцова», которая становится программной. Салтыков-Щедрин формулирует требования к пишущим людям: необходимо «возвышать общественно-практическую роль литературы, заниматься «исследованием» современности, социальных вопросов и прежде всего коренных нужд народной жизни».
Цензура накладывает запрет на эту статью.
И тогда программа находит художественное воплощение. «Губернские очерки» 1856–1857 годов Салтыков выпускает под именем «отставного надворного советника Н. Щедрина». Эта фамилия станет псевдонимом писателя, современники будут знать писателя под этой фамилией.
В «Очерках» речь шла о последних годах крепостничества в России, с их особым отношением к чиновникам, к дворянству и помещикам, к крестьянству. В книге «достоверно и ядовито изображались всесилие, произвол и взяточничество «чиновников-осетров», «чиновников-щук» и даже «чиновников-пискарей» (по словам критика и литературоведа А. Туркова).
«Дух правды» этого произведения был высоко оценен Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым. Очерки имели успех и у читателя. Писатель Салтыков-Щедрин ярко заявил о себе.
Салтыков-Щедрин сочетал писательство с государственной службой. Служил в Министерстве внутренних дел в Петербурге (где участвовал в подготовке крестьянской реформы), затем был вице-губернатором в Рязани и Твери.
Везде он боролся с взяточничеством и воровством; настойчиво защищал интересы крестьянства, преследуя помещиков-преступников, что людям его круга было не свойственно. Слова Салтыкова «Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа... Очень, слишком даже будет!» были широко известны по всей России. Ему казалось, что новый либеральный курс правительства на важные преобразования будет взят не только на словах, но и на деле.
В 1862 году, после многочисленных доносов и угроз, проявлений недовольства Салтыков уходит в отставку «по болезни». Возвращается в Петербург.
Все эти годы писатель публикует рассказы, очерки, пьесы и сцены. С 1860 года основным журналом для публикации Салтыкова-Щедрина становится «Современник».
Многие его произведения продолжали тему «Губернских очерков» (все они составят «крутогорский цикл», Крутогорском писатель назвал в своих произведениях Вятку).
Были начаты циклы об «умирающих» и «глуповцах».
Затем многие очерки и сцены войдут в книги 1863 года «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе».
Салтыков начал издавать журнал «Русская правда», но правительство запретило проект.
После возобновления выхода «Современника» Н. А. Некрасов предложил Салтыкову-Щедрину войти в редакцию журнала. Салтыков-Щедрин вел ежемесячный обзор «Наша общественная жизнь» – писал литературно-критические и публицистические статьи. Позднее в результате разногласий он вышел из редакционного совета «Современника», но остался его автором и высоко ценил традиции журнала и идеи его основателей.
Вернулся на государственную службу, возглавлял Казённые палаты Пензы, Тулы и Рязани. Окончательно – повелением государя – оставил службу в 1868 году.
Впечатления последних лет службы найдут своё отражение в художественно-публицистических книгах 1869 года «Письма из провинции» и «Признаки времени» (в последних – в меньшей степени).
Становится участником журнала «Отечественные записки», который был открыт на смену закрытого в 1866 году «Современника».
Журнал «Отечественные записки» станет основной трибуной русской демократии в 1870–1880 годы, 16 лет Салтыков-Щедрин посвятит журналу, в 1877 году, после смерти Некрасова станет его главным редактором.
В те же годы Салтыков-Щедрин пишет свои лучшие произведения. «История одного города» (1869–1870) – роман, который родился на основе очерков 1860 годов «О «Глупове» и «глуповцах»» и «Помпадуры и помпадурши». Сатирическая повесть о городе Глупове и деятельности его сменяющих друг друга губернаторов – пародийная галерея образов градоправителей. В обличительных строках писатель не скрывает своего гнева и своей грусти о судьбе страны и народа.
Затем были созданы «Господа ташкентцы» (1869–1872) и «Дневник провинциала в Петербурге» (1872) – истории о «господстве хищничества», о беспринципных преступных дельцах-«предпринимателях» своего времени.
«Благонамеренные речи» (1872–1876) и «Убежище Монрепо» (1878–79) – истории зарождения капиталистических отношений в России, появления Колупаевых и Разуваевых – героев Салтыкова-Щедрина, кулаков-мироедов, ставших символами.
Социально-психологический роман «Господа Головлевы» (1875–1880) стал одной из главных и самых темных книг русской литературы. Русское дворянство неотвратимо вырождается, деградирует – и физически, и духовно. Лицемерие и алчность Порфирия Головлева, Иудушки, главного героя романа, погубив многое и многих вокруг него, в результате убивает и самого Иудушку.
М. Е. Салтыков-Щедрин вводил в свои произведения известных литературных героев пера других писателей. Так был написан цикл «В среде умеренности и аккуратности» (другое название – «Господа Молчалины», 1874–1880). Со времён Грибоедова прошло более полувека, и Салтыков-Щедрин переосмысляет «молчалинство» в новых условиях.
Для лечения неоднократно ездил заграницу. По впечатлениям о европейских реалиях была написана книга очерков «За рубежом» (1880–1881), в которой высмеивались жизнь и нравы Европы, а также отмечалась отсталость России в разных аспектах жизни.
Тем временем в России не теряет силы политическая реакция – и Салтыков-Щедрин разоблачает на страницах своих книг невероятные прожекты возвращения к прежним временам. Об этом – его «Современная идиллия» (1877–1881), «Письма к тётеньке» (1881–1882, под «тётенькой» автор подразумевает русскую интеллигенцию), «Пошехонские рассказы» (1883–1884).
В 1884 году был официально запрещен журнал «Отечественные записки». Салтыков-Щедрин пережил эту новость тяжело. После этого писатель вынужденно печатался в либеральных изданиях – журнале «Вестник Европы» и газете «Русские ведомости».
Уже тяжело больной писатель публикует сборник «Сказки» (1882–1886), в них нашли свое отражение главные темы творчества.
Историко-философская книга «Мелочи жизни» (1886–1887) и эпическая «Пошехонская старина» (1887–1889) становятся последними произведениями писателя.
Произведения Салтыкова-Щедрина стали новым, ярким и значимым явлением русской литературы в жанре критического реализма. В центре творчества Салтыкова-Щедрина – сатирический, гротесковый образ русского бюрократа, сформировавшийся в государстве при самодержавно-крепостническом строе, выведенный со злым юмором, гневом. Его главная тема – один из камней преткновения русской истории, – пресловутый крестьянский вопрос.
Писатель активно использует эзопов язык, гротеск, прием типизации персонажей, при этом его творчество глубоко психологично и правдиво, персонажи живые и узнаваемые.
Традиции Салтыкова-Щедрина нашли свое отражение в творчестве А. П. Чехова и А. М. Горького. Тексты писателя и образы из его произведений активно используются в современной публицистике и обиходе и не теряют своей актуальности по сей день.
Литературный критик П. В. Анненков (1813–1887) так отзывался о Салтыкове-Щедрине: «Такого забияки, как Салтыков, еще и не было у нас: он открыл вдобавок секрет быть приятным тому, кому в лицо плюет. Это гениальный человек».
И ещё одно интересное соображение Анненкова о писателях: «Хорошие юмористы всегда трагики по натуре и по сущности созерцания: Гоголь, Герцен, Салтыков». (Из писем Анненкова к И. С. Тургеневу).


